Светлана Фадеева (fadeeva_writer) wrote,
Светлана Фадеева
fadeeva_writer

Выставка Михаила Шемякина в Ростове-на-Дону

В Ростовском областном музее изобразительных искусств прошла уникальная выставка русского живописца, графика и скульптора, театрального художника, Михаила Шемякина.

na-vystavke-mihaila-shemyakina-01       na-vystavke-mihaila-shemyakina-02

na-vystavke-mihaila-shemyakina-03                             na-vystavke-mihaila-shemyakina-04

na-vystavke-mihaila-shemyakina-05

В залах музея были представлены около 200 работ мастера, среди которых цветная литография, пастель, шелкография, рисунок пером и скульптура.
Открывали выставку цветные литографии из большого цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга», принесшие художнику мировую известность.
Гротескность и фантасмагория, сюрреализм и мистика, виртуозно перенесенные на бумагу, создают вечный танец и движение жизни, где есть место маскам, шутовству, галлюцинациям, где одно переходит в другое, сплетается воедино, становясь неделимым целым.
Это сама жизнь, смеющаяся и улыбающаяся нам, зрителям, всеми своими гранями.

na-vystavke-mihaila-shemyakina-06

na-vystavke-mihaila-shemyakina-07

na-vystavke-mihaila-shemyakina-08

na-vystavke-mihaila-shemyakina-09

na-vystavke-mihaila-shemyakina-10

na-vystavke-mihaila-shemyakina-11

na-vystavke-mihaila-shemyakina-12

na-vystavke-mihaila-shemyakina-13


Вот что говорит о своих «Карнавалах» сам Михаил Михайлович Шемякин:
«В России можно встретить множество разных лиц и национальностей. У них непохожие обычаи и привычки, но они живут бок о бок. Так и в моих «Карнавалах» вы можете встретить Монгола со свиным лицом, танцующего вместе с огненно-рыжим Казаком. А рядом с ними — тонконогого француза, изумленно взирающего на вертящегося на пупе уродца, что позаимствован мной из петровской Кунсткамеры.

Внимательно изучая гротескные маски Австралии, Океании и Древней Мексики, я часто замечал, что их носы, лица, гримасы поразительно напоминают персонажей комедии дель арте, равно как и героев старых русских лубков. А изучение амфибий, жуков, лягушек навело меня на мысль об их сходстве с необычными человеческими типами. Этому же помогло и изучение рисунков Гранвиля.

От этого в вихре моих карнавалов соседствуют Татары и Казаки, австралийские Аборигены и русские Петрушки, Бабочки и Пауки... Добавьте к этому нашу безумную юность, нашу сюрреалистическую жизнь, и Вы обнаружите источники моих карнавальных серий».

Далее взгляд приковывают работы из художественного цикла «Чрево Парижа».

Подобно тому, как ясен, образен и выразителен Золя в своем романе, емок, точен и лаконичен Шемякин в иллюстрациях к нему. Центральный рынок — сосредоточение клошаров и проституток, тушеподобных мясников и праздных гуляк как олицетворение тогдашней атмосферы города, впитавшей все пороки общественных отношений. Цикл работ «Чрево Парижа» напоминает наглядное пособие по изучению нравов капиталистического общества, общества с его огромным всепоглощающим чревом, так детально прорисованным Золя в своем романе. Глядя на произведения Шемякина, можно предположить чрезмерную гротескность в изображении героев, где-то даже пугающую, отталкивающую, но именно эту жизнь, жизнь за чертой, от которой так хочется отгородиться блеском и роскошью и так страшно увидеть воочию, показал в своих работах Михаил Шемякин, словно подтверждая, что уцелеть среди жерновов капиталистической экономики непросто, но возможно, и в этом и есть вечное торжество жизни над смертью.

na-vystavke-mihaila-shemyakina-14   na-vystavke-mihaila-shemyakina-15

na-vystavke-mihaila-shemyakina-16     na-vystavke-mihaila-shemyakina-17

na-vystavke-mihaila-shemyakina-18     na-vystavke-mihaila-shemyakina-19

na-vystavke-mihaila-shemyakina-20


Сам Михаил Михайлович говорит о своем цикле следующее:
«... Меняются времена. Несмотря на протесты большинства французов, снесено «Чрево Парижа». Париж «лишился живота». Как считают многие французы, Париж стал мертвым. Но люди по-прежнему едят кровавые бифштексы, обжираются в «Поросячьих ножках». Отменена гильотина, но они не прочь поглазеть, как отрубают головы на экранах телевизоров. Только проститутки бессменно стоят на улицах, где когда-то стоял Ле Аль.

Мне посчастливилось застать живым «Чрево Парижа». Зная, что оно подлежит уничтожению, я провел там год, выходя в двенадцать часов ночи и возвращаясь с него в восемь утра, запечатлевая его в фотографиях и рисунках. Таких фотографий при подсчете оказалось свыше 5000. Больше всего меня интересовали тушеноши. Эти люди-гиганты, с легкостью взваливающие на себя четырехсоткилограммовую тушу, эти парижские силачи — воплощение силы и какой-то чудовищной грации. Они единственные, которым доверялось нести тело усопшего короля до усыпальницы Сан-Дени, ныне место, которое хорошо известно любителям поглазеть или воспользоваться услугами проституток. В выставке «Чрево Парижа и фантомы Ле Аля» я постарался создать свой гимн труду тушенош и показать круговорот единства жизни и смерти, смех радости и оскал смерти».

Отдельный зал музея посвящен иллюстрациям Михаила Шемякина к песням Владимира Высоцкого, которые выходят далеко за рамки книжной иллюстрации, начинают жить своей собственной жизнью, идя рука об руку, еще глубже раскрывая смысл текстов Высоцкого и самобытное видение мира Шемякина.

na-vystavke-mihaila-shemyakina-21   na-vystavke-mihaila-shemyakina-22

na-vystavke-mihaila-shemyakina-23    na-vystavke-mihaila-shemyakina-24

na-vystavke-mihaila-shemyakina-25     na-vystavke-mihaila-shemyakina-26

na-vystavke-mihaila-shemyakina-27   na-vystavke-mihaila-shemyakina-28


«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда. Ангелы наши творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже», — вспоминает М. Шемякин.

Иллюстрации к песням Владимира Высоцкого Шемякин распределил по темам: «Судьба», «Алкоголь», «Охота на волков», «Психбольница», «Цветы зла», «Гражданская война», «Великая Отечественная война», «Россия».

Все они полны трагизма и переживаний, как личных, так и за историю страны.
Tags: выставка михаила шемякина, выставка шемякина в ростове, гротеск шемякина, две судьбы шемякин, карнавалы санкт-петербурга, михаил шемякин, михаил шемякин работы, писатель и живопись, писатель на выставке, скульптор михаил шемякин, художник михаил шемякин, чрево парижа, шемякин высоцкий, шемякин о высоцком
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments